Собираем домашний кинотеатр

собираем домашний кинотеатрДомашний кинотеатр (Home Theatre) — довольно точное название комплекта аппаратуры для личного пользования. С одной стороны, в родных стенах ты можешь делать что угодно (прерывать просмотр, есть, пить и даже покуривать), а с другой — все аудио- и видеоэффекты как в настоящем современном кинотеатре: и дождь льет будто на голову, и стреляют чуть ли не прямо в тебя.

К тому же домашний кинотеатр один из атрибутов современного загородного жилища. Ноте Theatre — сугубо развлекательный, а в некоторых случаях статусный компонент дома. Не стоит недооценивать сложностей, лежащих на пути к обустройству домашнего кинотеатра, если подходить к этому процессу столь же ответственно, как и к организации остальных инженерных систем.

Появление Ноте Theatre стало возможным благодаря развитию цифровых технологий. И если по размеру картинки и вообще по зрительному восприятию он, наверное, уступает общественному кинотеатру, то по акустике даже его превосходит. Потому что колонки в большом зале не могут быть настроены так, чтобы всем было одинаково хорошо. А вот при небольшом числе зрителей это абсолютно реально.

Как известно, кинотеатр имеет две основные составляющие — высококачественное изображение большого размера и многоканальный «объёмный» звук. Без этого считать систему кинотеатром, пусть даже домашним, можно лишь с долей условности. Для многих понятие домашнего кинотеатра ассоциируется с висящей на стене огромной плазменной панелью и DVD-плеером на полочке. Но окружающий (surround) звук в данном случае отсутствует, потому что его нечем воспроизводить, — штатные стереодинамики телевизора не в счёт. Чтобы физически получить записанный на современных носителях многоканальный звук, кроме источника (DVD-плеера или Blu  — Ray, спутникового ТВ-ресивера) вам потребуется набор из пяти-восьми специальных громкоговорителей, усилитель с соответствующим числом каналов, особый AV-процессор (или ресивер), источник сигнала и соединительные кабели. Только такую систему можно называть домашним кинотеатром в полном смысле слова, но это радикальное решение при сохранении необходимого уровня качества почти всегда требует выхода за рамки любой городской квартиры. Настоящий домашний кинотеатр в силу ряда технических причин возможно создать только лишь в специально отведённом для этой цели помещении. Идеальный со всех точек зрения вариант — кинозал в подвале или в цокольном этаже. С изображением обычно сложностей не возникает, но качество звучания напрямую зависит от взаимодействия воспроизводящей аппаратуры (акустики) с помещением кинотеатра. Недостаточно просто поставить, или, как выражаются профессионалы, инсталлировать, дорогие колонки и воспроизводящую электронику. Проектирование системы и настройка правильного звука с учётом акустических особенностей помещения и применением специальных моделирующих программ — это едва ли не самый затратный, но притом совершенно необходимый этап организации домашнего кинотеатра высокого класса.

Составные части

Источником сигналов изображения и звука в домашнем кинотеатре является DVD-проигрыватель, или Blu-Ray плеер к которому может быть добавлен TV-тюнер (приемник телевизионных сигналов). Следующий компонент — AV-ресивер (усилитель-декодер), преобразующий сигнал проигрывателя в видеосигнал и многоканальный звуковой. Можно сказать, что ресивер — мозг всей системы. Далее, устройство воспроизведения изображения (это обычный кинескопный телевизор, плазменная панель, проекционный модуль), аудиотракт (усилитель звукового сигнала и акустическая система) и коммутационное оборудование.

AV-ресиверы, как правило, работают как с аналоговой Dolby Pro-Logic, так и цифровой Dolby Digital системой звукового сопровождения, обеспечивая тембровое согласование динамиков и оптимизацию общего качества звука. Большинство усилителей к тому же имеют процессор эффектов (DSP), создающий эффект присутствия, т.е. акустику например концертного зала, церкви или даже стадиона.

Акустическая система состоит обычно из центральной колонки, фронтальной пары, тыловой пары и сабвуфера (колонки, ответственной за воспроизведение низких частот).

domashniy_kinoteatr_19_02092114

Фронтальные колонки (они самые большие) располагаются по обе стороны от экрана (частенько на полу). Звуковые эффекты в основном на их совести. Центральная колонка (она помещается в центре или над экраном) воспроизводит речь. Ее называют еще голосовой и диалоговой. Тыловая пара колонок способствует возникновению у зрителя-слушателя эффекта физического присутствия благодаря шуму дождя, пению птиц, вою ветра, кваканью лягушек и прочим прелестям, погружающим сознание (даже скорее подсознание) в обстоятельства времени и места. Для сабвуфера может быть специальная дорожка (внезапный топот, взрыв, землетрясение эффектны до жути). Звучание сабвуфера во многом зависит от акустики помещения и расположения в нем предметов интерьера. Чтобы добиться четкого и чистого звучания, в крайнем случае придется переставить мебель. В противном случае удовольствия вы не получите, не говоря уже о страданиях ваших соседей.

«Плазма» или проектор?

Сегодня самое, пожалуй, распространенное решение — плазменная панель. Еще совсем недавно «плазма» по цветопередаче заметно уступала проекционным технологиям. Современные плазменные панели почти ни в чем не уступают проекторам и даже имеют некоторые преимущества. Цвета нынче насыщенные, экран достаточно большой (42″,  60″ и более) и тонкий (толщиной не больше 15 см), так что панель можно вешать на стену, закреплять на специальной стойке, встраивать в мебель и т.п. Кроме того, в отличие, скажем, от проекционных телевизоров современные плазменные панели позволяют смотреть фильмы под утлом до 160° к экрану, т.е. практически любой зритель в комнате может полностью видеть все происходящее на экране так же четко, как и сидящий прямо напротив экрана. И в отличие от проекторов смотреть кино можно при любом свете — как искусственном, так и дневном.

domashniy_kinoteatr_17_02092109

Раньше считалось, что для наилучшего восприятия расстояние до экрана (дисплея) должно быть равно четырем его диагоналям. Сегодняшние плазменные панели с высоким разрешением прекрасно показывают и вблизи, так что все зависит от ваших предпочтений. Ввиду отсутствия высоковольтного источника анодного напряжения кинескопа панель не создает электромагнитного излучения и безвредна для человека и животных. Побочный эффект — пыль к экрану не притягивается.

infocus_in3140_front

Проекционные технологии принципиально бывают двух видов: с передней проекцией изображения и задней (обратной) проекцией. В первом случае изображение передается как в настоящем кинотеатре — с проектора на экран, размер которого в этом случае почти не ограничен (70-120″ и даже больше). Проекторы для домашних кинотеатров (а не для презентаций) предназначены для работы в затемненных помещениях, поэтому яркость в них играет второстепенную роль. Основной их параметр — контрастность.

home-theater-projectors

Современные проекторы занимают мало места и весят меньше килограмма. Экран же может быть вмонтирован в стену, вешаться на треногу, крепиться к потолку и опускаться сверху.

При выборе экрана следует помнить: лучше если он имеет тот же формат (соотношение ширины и высоты), что и изображение (последнее зависит от используемого проектора). Кроме того, экраны бывают трех видов: диффузионные (самые распространенные и универсальные), с зеркальным отражением и отражением в сторону источника света. Но окончательный выбор зависит от яркости проектора, его расположения, степени затемнения помещения и т.п.

Помещение и его подготовка

В принципе соорудить кинозал можно в любом помещении, хоть в санузле. Другое дело, насколько это будет удобно. Во-первых, имеют значение размеры комнаты. Если вы смотрите фильмы в одиночестве или вдвоем — это одно, а для просмотра компанией в 5 человек потребуется помещение никак не меньше 20 м2. Кроме того, кинозал должен обладать оптимальной или хотя бы сносной акустикой, иначе звуки, отражаясь от стен, будут размываться, а впечатление — портиться. В идеале потолок комнаты должен быть покрыт каким-либо звукопоглощающим материалом (пробкой и т.п.), стены тоже (или коврами), на пол лучше всего положить ковер с высоким ворсом, окна и двери завесить гардинами. Даже мебель преимущественно должна быть мягкой — наличие например этажерок, особенно со стеклянными полочками, нежелательно. Массивная корпусная мебель может резонировать, зеркала — отражать звук, посуда — дребезжать. Все, стало быть, вон. Вообще, звук — дело тонкое, и учитывать следует каждую мелочь. Светильники должны быть без плафонов. Если вы ставите колонки на пол, убедитесь в отсутствии резонанса, в противном случае придется что-нибудь под них подложить.

Особый разговор — освещенность зала. В полной темноте смотреть кино не рекомендуется: при длительном просмотре устают глаза. Дневной свет в любом случае мешает восприятию, даже если у вас плазменная панель. Поэтому окна лучше завешивать плотными гардинами или задействовать жалюзи. Что же касается искусственного света, то практичнее всего использовать встроенные светильники, например, в подвесном потолке. Для помещения в 20-30 м2 вполне достаточно светового потока, эквивалентного одной лампе накаливания в 40 Вт. Не следует располагать светильники близко к экрану. И вообще подсветка должна быть как можно более равномерной.

Дерево выбора

Наиболее распространённым носителем «киноконтента» в настоящий момент является DVD. Диски формата DVD-Video стандартной ёмкостью 4,7 Гб обеспечивают цифровую запись изображения с разрешением 720 х 480 пикселей (NTSC) и шести независимых звуковых дорожек, закодированных в формате Dolby Digital или DTS, — это две конкурирующие между собой технологии обработки аудиосигнала, продвигаемые компаниями DOLBY и DIGITALTHEATER SYSTEMS. Новые форматы видеосигнала высокой чёткости (High Definition) и ТВ высокой чёткости (HDTV) пока ещё не получили достаточного распространения, хотя соответствующие источники сигнала (Blu-Ray, HD-DVD-плееры, спутниковые HDTV-ресиверы, приставки Хbох 360 и PlayStation 3) уже выпускаются. В домашнем кинотеатре чаще всего приходится иметь дело с DVD-проигрывателем в качестве источника аудио- и видеосигналов. Помимо него требуется специальное, декодирующее звук устройство — AV-процессор или AV-ресивер, содержащий также встроенные усилители для акустики. Традиционный вариант комплектации кинозала — набор из DVD-проигрывателя, AV-ресивера и акустических систем плюс, разумеется, телевизор или иное средство отображения. Более сложная и качественная с точки зрения звука система должна включать DVD-плеер, AV-процессор, отдельный многоканальный усилитель и акустику Hi-Fi-класса. Последнее понятие, кстати, является в современных условиях весьма неопределённым — обозначить свою аппаратуру как Hi-Fi считают своим долгом практически все компании-производители. Даже простейшие, так называемые коробочные комплекты (от англ. One Box System), состоящие из DVD-ресивера (плеер, объединённый с AV-ресивером) и набора пластиковых колонок, формально соответствуют Hi-R-уровню, но фактически это весьма компромиссное в смысле качества решение, которое следует исключить из рассмотрения вовсе. Стоит отметить один немаловажный аспект — не существует хороших домашних кинотеатров от одного производителя, этот рынок поделён на множество сегментов. Кто-то отлично делает плоские телевизоры, но не занимается акустическими системами; производители превосходных видеопроекторов выпускают в ряде случаев специальные проекционные экраны, но не делают плееры и т. д. Поэтому техника для кинозала должна выбираться из разных марок с учётом необходимых критериев качества.

Гонки за пикселями

Плоский телевизор — наиболее распространённый кандидат на роль источника изображения в домешнем кинотеатре, поскольку это очень компактное и выигрышное с точки зрения дизайна устройство. Существуют различные типы плоских панелей — плазменные (PDP), жидкокристаллические (LCD или ЖК) и проекционные. Не вдаваясь в подробности, отметим, что технические возможности (и цены) таких ТВ имеют весьма серьёзные отличия. Плазменные и жидкокристаллические панели выпускают компании PANASONIC, SONY, PHILIPS, PIONEER, SAMSUNG, JVC, HANTAREX, TOSHIBA, LG, NEC, FUJITSU, LOEWE, SHARP, HITACHI, ROLSEN и т. д. Последние годы ознаменовались появлением доступных плоских экранов ТВ, поддерживающих разрешение формата высокой чёткости (High Definition). Модели ЖК-телевизоров с разрешением экрана 1366 х 768 пикселей, оснащённые входами HDMI для приёма цифрового AV-видеосигнала, несут логотип HD-Ready. Формально такие устройства действительно способны воспроизводить один из сигналов высокой чёткости, так как разрешение дисплея позволяет отобразить 720 строк с прогрессивной развёрткой («720р»). Однако полноценный HD-видеосигнал имеет разрешение 1920 х 1080, и подходящий телеприёмник отмечен наклейкой Full HD. Цена на подобные телевизоры пока составляет от 40 000 руб. и выше в зависимости от марки и размеров экрана — как правило, это крупноформатная техника для домашних кинотеатров. Если задаться целью приобрести небольшой Full HD-телевизор на кухню и пройтись по гипермаркетам электроники (где обычно очень широкий выбор), то вы, скорее всего, ничего не найдёте. Наименьшим по габаритам и стоимости вариантом будут одна-две модели 32-дюймовых ЖК-телевизоров. Какой же телевизор выбрать для кинотеатра? В последний год на ТВ-рынке заметны две тенденции. Во-первых, активно растут размеры экранов LCD-моделей и серьёзно дешевеют на их фоне большие плазменные приборы, тогда как ещё недавно ситуация была обратной. Сегодня ЖК-телевизор HD-Ready с диагональю 32 дюйма и достаточно высоким соотношением контраста (6000:1) может стоить даже дороже, чем 42-дюймовая «плазма» — мечта киномана ещё два года назад. Поэтому кажется целесообразным уже сейчас приобретать модели категории Full HD — разница в 15-20 тыс. руб. (между HD-Ready и Full HD) окупит себя в самом ближайшем будущем. В скобках заметим, что сегодня совершенно бессмысленно тратиться на Full HD только для просмотра эфира, потому что характеристики телесигнала PAL/SECAM, принимаемого с обычной антенны, оставляют желать лучшего даже при использовании в телевизоре систем коррекции (Pixel +2HD и т. д.). Можно порекомендовать перейти на интернет-телевидение, где практикуется помехозащищённая кодированная передача телесигнала по коаксиальному кабелю.

Помимо разрешения у плоского телевизора есть целый ряд важных параметров, например яркость и контрастность дисплея. Недорогие ЖК-модели обеспечивают динамическую контрастность 2000:1, этого не вполне достаточно для полноценного отображения тёмных цветов, и лучше ориентироваться на приборы с показателем 6000:1 и выше. Яркость ЖК-дисплея лежит в пределах 400-500 кд/м2; у телевизоров последнего поколения данный параметр ещё выше. Плазменные панели обладают высокой яркостью (700 кд/м2) и контрастностью, что позволяет без помех смотреть кино даже при ярком дневном свете, а принципиально иной, чем у ЖК, механизм получения изображения даёт весомые преимущества при просмотре кино на «плазме». Плазменные и ЖК-телевизоры в подавляющем большинстве случаев выпускаются с соотношением сторон экрана 16:9 — это стандартный кинотеатральный формат, в котором записывается изображение на DVD. Стоит отметить, что число производителей плазменных панелей в последнее время серьёзно сократилось, поскольку компании переходят на более перспективные типы плоских телевизоров — лазерные, модели с плоскими кинескопами (SED), на органических светодиодах (OLED).

100-дюймовая альтернатива

Альтернативой плоским панелям является видеопроектор. Проекторы делятся на различные категории в зависимости от типа конструкции (ЖК, DPL и CRT-модели) и функционального назначения (офисные и кинотеатральные). Цены на достойные аппараты класса HD Ready за последний год существенно снизились, и сегодня можно приобрести полноценный проектор для домашнего кинотеатра всего за 30 000 руб. Как и в случае с иными видеоустройствами, разрешение изображения в пикселях играет весьма значительную, но далеко не главную роль, ведь качество картинки обеспечивается совокупностью множества факторов. Наиболее важные среди них — световой поток у проектора, а также соотношение контраста изображения на проекционном экране. Чем выше эти параметры, тем более чёткой будет картинка в условиях внешней засветки. Недостаток видеопроектора — необходимость полного затемнения помещения (шторы, жалюзи) вовремя киносеанса, а также довольно жёсткие требования по установке аппарата относительно экрана.

dims

На нашем рынке представлены видеопроекторы большого числа производителей, таких как EPSON, InFocus, SANYO, TOSHIBA, OPTOMA, RUNCO, ASK PROXIMA, SONY LG,PLANAR, SHARR BenQ, MITSUBISHI и пр. Прибор с логотипом HD Ready имеет разрешение 1280 х 720 пикселей. Этого более чем достаточно для домашнего кинотеатра с DVD-источником, ведь, как мы уже подчёркивали, данный параметр играет далеко не главную роль. Модели категории Full HD с разрешением 1920 х 1080 пикселей стоят существенно (в 3-4 раза) дороже, но наблюдается тенденция к удешевлению таких аппаратов. Огромное преимущество проекторов для домашнего кинотеатра  состоитв том, что с их помощью можно получить великолепное изображение на экране шириной несколько метров! Для сравнения: за плазменную панель Full HD с диагональю экрана 108 дюймов придётся заплатить около 2 000 000 руб., тогда как покупка Full HD-проектора и проекционного экрана обойдётся меньше чем в 100 000 руб. Проекционные экраны бывают механические и с электроприводом, рулонные и стационарные, а цена на самые недорогие модели для домашнего кинотеатра (к ним есть специальные требования) начинается приблизительно от 6000 руб.

Звуковая электроника

Проигрыватели, AV-процессоры, ресиверы и многоканальные усилители выпускаются большим спектром компаний, специализирующихся на производстве электроники класса Hi-Fi и High End. Можно упомянуть фирмы ONKYO, MARANTZ, PIONEER, YAMAHA, LEXICON, SAMSUNG, DENON, SONY HARMAN-KARDON, ROTEL, PANASONIC, NAD, SHERWOOD, JVC, SVEN, хотя ими список далеко не исчерпывается. В стандартном семиканальном варианте процессор или ресивер содержит семь усилителей мощности, набор декодеров окружающего звучания Dolby Digital EX и DTS ES плюс радиоприёмник FM/AM-диапазона. Преимущества раздельного исполнения процессора и многоканального усилителя перед AV-ресивером состоят обычно в более высокой мощности и лучшем качестве перевода звуковых дорожек из цифровой формы в аналоговую. Помимо обработки аудиосигналов ресивер или AV-процессор осуществляют коммутацию различных источников (DVD-плеер, спутниковый ТВ-ресивер, видеомагнитофон и пр.) и перевод видеосигналов из одного типа в другой для обеспечения наилучших условий работы всей системы.

Такая разная акустика

Распространённая рекомендация по подбору элементов домашнего кинотеатра гласит, что стоимость каждого компонента должна соответствовать определённому проценту от цены другого. Иными словами, если взять за 100% стоимость набора акустики, то цена электроники должна составлять не менее половины, соединительных кабелей — не менее 20% и т. д. На акустике лучше не экономить, так как это самый «консервативный» и наиболее проблемный элемент звукового тракта, а от воздействия акустических особенностей помещения на звук громкоговорителей, в свою очередь, зависит качество окружающего звучания системы в целом. Даже очень дорогие колонки могут серьёзно потерять в качестве звучания в неподобающей акустической обстановке. Поистине огромное значение имеют геометрические параметры кинозала, степень звукопоглощения стен, потолка, пола и предметов интерьера — всё это необходимо учитывать. Наилучших результатов можно достичь, только решая акустические задачи на этапе проектирования дома с привлечением специалистов-инсталляторов, поскольку в большинстве случаев требуется их вмешательство в строительные работы. В уже готовом кинозале довольно сложно что-либо изменить к лучшему.

 

7ed8aac6e47c67486e47f2d5ba1a280a

Достойный набор акустических систем для кинотеатра обойдётся в сумму от 60 000 руб., но приобретение более качественной аккустики скажется на звуковом результате только положительно. Техника различных марок (а их более сотни!) на нашем рынке представлена очень широко, причём акустику, как правило, хорошо делают только профильные европейские или американские компании: B&W;, DYNAUDIO, GENELEC, ProAC, SONUS FABER, MARTIN LOGAN, FINAL SOUND, JBL, DALI, KEF, BOSTON ACOUSTICS, CANTON, ELAC, REVEL, MERIDIAN AUDIO, ACOUSTIC ENERGY, THIEL, TANNOY, VELODYNE, REL ACOUSTICS и др. Для стандартного варианта кинотеатра требуется пять колонок окружающего звучания — две фронтальные, одна АС центрального или «диалогового» канала, минимум две системы для тыловых каналов и сабвуфер для воспроизведения басовых эффектов. В некоторых случаях может понадобиться несколько сабвуферов и расширение обычного набора «окружающих» АС до семи и более штук в зависимости от пожеланий заказчика и параметров кинозала.

Похожие статьи

Оставить комментарий

Объявления